Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 26.04.2019, 03:47

Сайт учителя ИЗО Яковлевой Марины



Меню сайта
Наш опрос
Нравились ли Вам в школе уроки ИЗО?
Всего ответов: 84
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Он-лайн конференции

Главная » 2011 » Декабрь » 23 » Он-лайн конференция "Интегрированный урок как средство формирования ключевых компетенций в преподавании"
20:15
Он-лайн конференция "Интегрированный урок как средство формирования ключевых компетенций в преподавании"
С 16 декабря по 23 декабря 2011 года прошла он-лайн конференция "Интегрированный урок как средство формирования ключевых компетенций в преподавании".
На обсуждение участников выносились следующие вопросы:

1. Какие предметы и почему целесообразно интегрировать на уроке изобразительного искусства?
2. Какие компетенции развиваются на интегрированном уроке изобразительного искусства
?

Регламент работы: опрос проводился путем направления опросника респондентам с условием получения ответа в период с 16 по 23 декабря 2011 года. Респонденты имели право привлекать к опросу иных респондентов. Он-лайн конференция была закрыта 23 декабря 2011 года в 20.00.

16.12.2011
Яковлева Марина Николаевна, преподаватель ИЗО, МОУ "Гимназия № 87", Саратов


1.
      Интегрированный урок изобразительного искусства предоставляет особые возможности как преподавателю, так и обучаемым. Конечно, важнее всего польза, приносимая обучаемым.
      Мне представляется, что изобразительное искусство, имеющее свой взгляд на мир и свои методы фиксации этого взгляда, обязано с одной стороны, быть объективным, а, с другой стороны, давать простор творчеству. Без интегрированных уроков легко уйти в "чистое" искусство и видеть мир своеобычно настолько, что это будет своеобразная аутентичность: например, представлять белые всполохи закатов, объемные кубические листы на треугольных деревьях, изгибающиеся дома необычной формы и т.п. Вместе с тем мы должны видеть красоту и в обычном, окружающем нас, мире. А для этого нужны познания в биологии - почему листья осенью именно желтые и красные, а не голубые. Нужны познания в физике и ее разделе - оптике - почему при закате или восходе именно определенные цвета меняют друг друга. В противном случае при попытке запечатлеть это физическое явление изобразительными средствами будут допущены ошибки, бросающиеся в глаза и мешающие формированию впечатления от
художественного произведения.
      Есть и другой, эмоциональный аспект рассматриваемой проблемы. Когда мы "идем" не от изобразительного искусства к другому предмету, а наоборот, от другого предмета к изобразительному искусству. Например, в интернете на простой вроде бы вопрос "Какого цвета закат?" можно найти необычный ответ, который мог быть дан именно на интегрированном уроке : "Каждый видит в закате свое. Если тебе грустно, то закат оранжевый, если ты влюблена, то он ярко красного цвета. Не бывает одинаковых закатов. Закат - это состояние души!"
      С учетом таких подходов, которые я бы обозначила как фактический и эмоциональный, целесообразно интегрировать урок изобразительного искусства с биологией (фактический подход), литературой (эмоциональный подход), физикой (фактический подход). Это минимальный набор учебных предметов, но, скорее всего, есть существенная польза от интеграции изобразительного искусства и с другими школьными учебными дисциплинами. В каждом конкретном случае это нужно обсуждать с учителем-предметником.
2.
      На интегрированном уроке изобразительного искусства развиваются в разной степени интенсивно те или иные компетенции, в зависимости от многих факторов, в число которых входят: содержание интегрируемых школьных предметов и содержание конкретной темы, уровень подготовки преподавателей и степень подготовленности обучаемых, "интересность" сочетания разнородных знаний в выбранной теме. Наконец, насколько методически правильно выбрано сочетание рационального и эмоционального в содержании конкретного урока.
      С учетом этого считаю, что ценностно-смысловая компетенция развивается в меньшей степени на уроке, где интегрируется ИЗО и учебная дисциплина, относящаяся к точным наукам. В большей - на таком уроке, где интегрируются, например, ИЗО и литература, ИЗО и история.
      Общекультурная компетенция развивается в максимальной степени, потому что один предмет взаимно обогащает другой.
      Информационная компетенция на интегрированных уроках также формируется в максимальной степени, потому что художники умеют очень точно фиксировать события и явления окружающего мира, но картины и скульптуры в определенной степени "немы", и в целях обучения требуется много пояснять. Максимально информативно точно такие пояснения могут дать учителя-предметники, которые помимо ожидаемых, и даже запланированных вопросов, всегда могут дать исчерпывающий ответ на вопросы неожиданные и незапланированные.

20.12.2011
Абрамова Ольга Александровна, преподаватель ИЗО, МОУ "Медико-биологический лицей", Саратов


1.
     
Инициатива интеграции урока изобразительного искусства с другим учебным предметом может исходить или от учителя-предметника, или от самого учителя изобразительного искусства.
      Например, в 7 классе есть урок изобразительного искусства по теме "Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох", цель которого - показать роль искусства в создании памятников, посвященных историческим событиям; в создании картин с историческим подтекстом. Урок по такой теме, естественно, в первую очередь можно интегрировать с уроком истории, и от такой интеграции выиграют оба учебных предмета. Но только историей как учебной дисциплиной в данном случае ограничиваться нецелесообразно. Например, скульптурный памятник по той или иной причине устанавливают в конкретном месте (например, городе). Этот памятник имеет культурный или исторический контекст в виде некоторого события или событий. Даже выбор материала памятника может быть обусловлен климатическими или иными условиями. И поэтому возможна интеграция урока ИЗО по указанной теме и урока, например, географии, литературы. При этом учитель ИЗО расскажет про выразительные средства, использованные при создании скульптурного памятника, а учитель-предметник воссоздаст тот самый исторический или культурный контекст, в котором создавалось художественное произведение.
      В свою очередь, учителю-предметнику выгодно интегрировать свой урок с уроком ИЗО, как мне кажется, в двух случаях: 1) когда материал урока сложен, и потенциально возможно превратить "сухое" изложение этого материала в эмоционально запоминающееся; 2) когда заведомо существует некий изобразительный или иной ряд произведений искусства, который позволяет в интересной методической форме закрепить те или иные формируемые знания.
2.
     
Мне представляется, что к процессу формирования и развития компетенций на интегрированном уроке изобразительного искусства нельзя подходить спонтанно. Поскольку преподаватель ИЗО использует поурочное планирование, то в рамках этого планирования возможно и целесообразно выделить те темы уроков, которые потенциально подходят для проведения их в форме интегрированного урока.
      На следующем этапе планирования необходимо выделить то содержимое уроков по конкретным темам, которое может подразумевать и предполагать участие конкретных учителей-предметников. На этом же этапе преподаватель ИЗО формулирует цели, которые он хотел бы достичь в каждом таком уроке, и компетенции, которые он хотел бы развить.
      После этого целесообразно привлечь к дальнейшему планированию предполагаемых учителей-предметников, и работать вместе с ними. Если учитель-предметник согласится на участие в
интегрированном уроке изобразительного искусства, то его совместная работа с преподавателем ИЗО завершится не только профессиональной коррекцией планируемого урока, но и разработкой детального плана урока.
      Такой подход к планированию позволяет управлять развитием любых выбранных компетенций. 

20.12.2011
Сорокина Наталья Владимировна, преподаватель биологии,
МОУ "Гимназия № 87", Саратов

1.
    
В связи с тем, что я преподаю биологию, остановлюсь только на возможностях проведения интегрированного урока по своему предмету, биологии, и ИЗО.
      Сегодня известно несколько таких методических разработок, авторами одной являются учителя саратовской области. Это методическая разработка на интегрированный урок биологии и ИЗО в 6-м классе на тему "Цветок. Соцветия" (авторы Шахбазова Т.Ю. и Хегай Е.А., учителя ИЗО и биологии МОУ "СОШ п. Дубки Саратовского района").
      Преподаватель биологии сформулировал
предметно-ориентированные цели урока: продолжение формирования биологических понятий о генеративных органах; переход на основе знаний о строении цветка к изучению соцветий как одного из важнейших признаков морфологического строения цветковых растений.
      Преподаватель ИЗО, в свою очередь, сформулировал следующие цели урока: способствовать развитию эстетического внимания и уважения к цветам и соцветиям; показать необходимость владения элементарными навыками изображения цветов и соцветий биологически и технологически правильно.
      В ходе урока предполагается использовать картины, фотографии, модели, гербарии, рельефную таблицу, мультимедийный проектор с компьютером, комнатные растения
      Эта методическая разработка является демонстрацией того, как учитель ИЗО помогает своему коллеге-биологу подготовить интересное занятие. Но есть и иные примеры, когда преподаватели биологии и ИЗО ставят "равносильные" цели, сохраняя в равной степени внимание каждый к своему учебному предмету. Примером такой методической разработки является интегрированный урок биологии и изобразительного искусства в 8 классе по теме "Критерии красоты в биологии и изобразительном искусстве" (авторы учитель биологии Рождественских З.В., учитель ИЗО Грудьева Н.).
      На уроке используются не только привычные учителю биологии таблицы "Живая клетка", "Скелет человека", "Мышцы человека", макеты строения глаза и головного мозга, но и необычные с точки зрения использования в ходе обычного урока биологии репродукции картин М. Буонарроти «Давид», «Афродита», Ф. Рокотова "Портрет Струйской", П. Пикассо "Женщина в шляпе", портреты женщин кисти О. Ренуара, набор фотографий.
      Очень точно выбрана целевая аудитория, ученики 8 класса, у которых в этом возрасте явно выражен интерес к красоте человека. Очень точно выбрана цель урока - объяснение понятия красоты с позиций биологической целесообразности и с позиций культуры, причем, меняющей частично во времени свои критерии (например, тип женщин на картинах Рубенса и современные манекенщицы и модели).
      Таким образом, преподаватели биологии и ИЗО достаточно активно используют возможности, предоставляемые интегрированными уроками.
2.
     
Будучи учителем-предметником, в первую очередь я заинтересована в развитии учебно-познавательной компетентности, поскольку она охватывает самостоятельную познавательную деятельность, включает элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Биология - одна из немногих учебных дисциплин, а в целом - и наук, которая сопровождает человека, хочет он того, или нет, всю жизнь. Взросление, старение, рождение детей, смерть - все эти биологические явления требуют осмысления фактического, эмоционального, культурного. Если учебно-познавательная компетенция будет развита на уроках биологии в школе в достаточной степени, то это поможет сделать последующую жизнь человека полноценной и гармоничной.
      Очень важно развивать на интегрированных уроках биологии и ИЗО общекультурные компетенции. Современное общество, которому без ограничений доступно все информационное пространство сети интернет, проходит своеобразное испытание спецификой такого доступа. Культурному человеку, который имеет хорошие биологические знания и знания из сферы художественной культуры, проще воспринимать хорошее и остерегаться плохого.


22.12.2011
Лабунская Анна Николаевна, журналист, газета "Советы. Факты. События" ("Совфакс")
, Саратов

1.
     
Я журналист, и потому могу оценивать этот вопрос сугубо с позиций профессиональной заинтересованности. Проведя небольшое журналистское расследование, я выяснила, что современному учителю предоставлена исчерпывающая информация по этому вопросу. Поисковая машина Гугл по словосочетанию "интегрированный урок" выдает более чем 79 000 ссылок. По этим ссылкам приведены пояснения, что такое интегрированный урок, какие его цели и задачи (ответы на сетевом ресурсе "Ответы@Mail.Ru", курс "Как провести интегрированный урок" Центра дистанционного образования "Эйдос" и т.д.), а также даны сами методические разработки, которых очень много. В этих разработках интегрированы уроки по физкультуре и информатике; технологии и ИЗО; немецкому языку и музыке; русскому языку и информатике; литературе, ИЗО и информатике; географии и информатике; химии и биологии; и так далее... Нет возможности ознакомиться со всеми ссылками, но в целом у меня сложилось впечатление, что потенциально интегрированный урок может охватывать практически любые дисциплины и любую их совокупность. Например, мне встречались методические разработки на интегрированный урок, охватывающий 4 учебных предмета. Сложно предположить, как можно успеть хотя бы продемонстрировать 4 подхода к одной теме в рамках стандартной продолжительности урока...
      В связи с этим у меня как мамы сына-школьника возникают опасения, что интегрированные уроки на определенном этапе могут стать своеобразной "модой" современного образования, войти в какие-нибудь показатели отчетности учителей. Вот такого формального подхода я опасаюсь.
      Хотелось бы, чтобы к интегрированным урокам было особое внимание руководителей школьного образования. И чтобы сами учителя понимали, что подготовка к интегрированному уроку более сложна и интенсивна, чем к уроку обычному. И что я, как одна из мам ваших учеников, более заинтересована в качестве образования, а не в обучении сына модными педагогическими приемами ради самих таких приемов.
      Но в целом, я, конечно, не против нового. При добросовестном отношении к подготовке интегрированного урока такие уроки, несомненно, интереснее, полезнее и качественнее обычных.
2.
     
К сожалению, не могу ответить на вопрос о профессиональных компетенциях применительно к интегрированным урокам изобразительного искусства. Это очень далеко от журналистики, которой я занимаюсь. Очень надеюсь, что за этими понятиями стоят реальные знания, получаемые нашими детьми, поэтому я за все новое, что помогает нашим детям получить больше качественных знаний.
Просмотров: 5753 | Добавил: Maler-Mari | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright Яковлева М.Н. © 2019